Рыцарский турнир и счёт без калькулятора

«Кванториум» и его 150 воспитанников на 21 день переехали из центра города в детский лагерь «Октава». Работа детского технопарка в таком формате проходит впервые.

— Где нам можно взять отвертки? — спросил вожатую пятнадцатилетний подросток, выскочивший на тропинку чуть ли не из кустов.— Нам срочно надо.

Мимо него на залитую солнцем площадку прошли девочки с синим чемоданом, смартфоном и селфи-палкой.А в тени за столиком расположились мальчики лет 10–11 с кипой чистых листов и карандашами. В этот летний день у ребят есть возможность доделать свои проекты, снять видеофильм и подготовить эскиз нового задания: на этот раз нужно придумать практичный подарок для лагеря «Октава», которому в этом году исполняется 60 лет.

Работы много, поэтому генерировать идеи необходимо всем отрядом. Для удобства организаторы тематической смены распределили подростков на пять отрядов: самые старшие (16–17 лет) — в первом, младшие (10–11 лет) — в пятом.

Новые знания на летних каникулах

— Мы заняли лагерь почти полностью, чтобы можно было разместиться на всех доступных площадках,— рассказала руководитель тульского детского технопарка «Кванториум» Татьяна Гореликова.— Детей много, на протяжении двух недель смены здесь проходили мастер-классы, посвященные различным темам.

Каждый день с 10.30 до 12.00 ребята записывались на одно из 10 занятий. Школьники могли посетить как научные мастер-классы — например, выездную химическую лабораторию и «наноквантум»,— так попинать мяч на настоящей тренировке футболистов или научиться сражаться на мечах на «рыцарском турнире». Мечи, правда, даже не деревянные, а мягкие, но этот факт не убавил интереса мальчишек.

Кроме того, школьники узнали о методе специального счета без калькулятора, решали головоломки, знакомились с произведениями художественной литературы на «нескучном чтении»…

Этим летом у воспитанников технопарка появилась масса возможностей значительно расширить свои знания, причем не только в технической области.

Что не запрещено, то разрешено

В этой тематической смене почти каждое задание имело определенные критерии — и условия, и запреты. И, чтобы защитить свою работу перед жюри, состоящем из вожатых, надо, чтобы она соответствовала всем заданным параметрам. Но, как известно, что не запрещено, то разрешено. Поэтому ребята, включая смекалку и давая полную свободу фантазии, разными способами выходили из положения.

Воспитанники технопарка участвовали в проекте «Тачка»: им выдавались материалы, из которых нужно было построить машину. Мало того что машина должна ездить, по правилам самодельное средство передвижения также следовало оснастить системами безопасности и торможения. Пилот «тачки» должен был проехать по специальному участку и, разумеется, достигнуть финиша. Через пару дней отряды представили свои творения: на одной из тачек восседал парнишка с рыцарским шлемом на голове — его отряд именно так решил трактовать пункт «безопасность». Пилот другой был пристегнут самодельным ремнем, а чтобы тачка поехала, были придуманы специальные приспособления, похожие на лыжные палки. Еще один отряд догадался тянуть свое транспортное средство: ведь по условиям задания только пилот не может касаться земли…

Сложная машина бесполезного действия

— Подобного рода задания готовят детей к будущим олимпиадам «Кванториума»,— отметила Татьяна Гореликова.— В этом году федеральный оператор технопарка проводил Международный конкурс детских инженерных команд. Это как раз тот же самый формат соревнований, когда от участников требуется внимательно изучить правила, посмотреть, как они смогут обойти запреты при ограниченных ресурсах и подготовить проект.

Также отдыхающим в «Октаве» удалось проявить себя в процессе строительства машины Голдберга. Это сложное устройство, состоящее из длинного последовательного взаимодействия предметов, для выполнения простого действия.

Пятиклассник Вениамин рассказал, как их отряд построил машину, которой предстояло толкнуть кости домино, выстроенные друг за другом.

— Мы работали в команде,— пояснил подросток.— Как механизм должен выглядеть с точки зрения теории, придумал мой друг Артем. А я занимался тем, что подбирал материалы и пилил доски…

В итоге у юных изобретателей получилось следующее: маленький металлический шарик катился по доске, попадал в трубу и выталкивал шар больше и тяжелее. Далее, прокатившись еще по доскам, оба падали на весы, поднятая чаша которых изменила угол последней горизонтальной дощечки. Она-то и толкала одну из костей домино, после чего весь ряд оказывался сложенным.

Во время отдыха воспитанники технопарка в полной мере использовали современные достижения техники: работали с программным обеспечением на ноутбуках, печатали детали на 3D-принтерах или вырезали их из фанеры с помощью специального лазерного станка. При этом, по условиям вожатых, юным инженерам и айтишникам категорически запрещалось сидеть в соцсетях. И вообще смартфоны выдавались лишь для общения с родителями два раза в день или же для съемок в рамках проекта.

© 2017 ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова" структурное подразделение детский технопарк "Кванториум"

https://167.71.217.241/ https://188.166.210.27/ https://103.253.147.8/ https://139.59.194.132/ https://152.42.192.54/ https://152.42.187.123/ https://188.166.196.248/ https://163.47.9.78/ https://157.230.245.144/ http://68.183.96.87/ http://147.182.210.122/ http://147.182.128.234/ http://167.172.1.184/ http://157.245.5.74/ http://139.59.217.59/ http://163.47.9.16/ http://144.126.251.215/ http://139.59.217.128/ http://103.186.0.254/ http://161.35.251.176/ http://157.245.29.71/ https://170.64.254.102/ https://www.markas303.ac.id/ https://www.markas303.or.id/ https://www.markas303.sch.id/ http://103.172.205.75/ http://103.245.38.119/ http://138.197.224.231/ http://138.197.224.231/