Взаимодействие образовательных организаций по проблемам формирования и развития учебно-исследовательских и перспективных творческих способностей обучающихся

к. ф.-м. н., доцент И. Ю. Реброва, И. О. Ананьева

 

Одной из актуальных и важных проблем, возникающих в настоящее время в сфере образования, является проблема формирования учебно-исследовательских и перспективных творческих способностей обучающихся.

Важная роль в решении этой задачи принадлежит педагогам-наставникам. Совершенствуя методическую и организационную работу, повышая качество подготовки будущих учителей, необходимо особое внимание уделить внедрению современных технологий обучения и возможностей взаимодействия образовательных организаций, нацеленного на развитие учебно-исследовательских и творческих способностей обучающихся.

Для того чтобы помочь детям проявить свои возможности, таланты, определиться с тем, кем хочет стать ребенок в будущем и какой профессией заниматься, необходимо иметь базу, площадку, на которой дети смогут пробовать, испытывать, проявлять свои силы и возможности.

Повышение качества школьного обучения всегда являлось главной задачей системы образования. Страна заинтересована в специалистах высокого уровня, подготовкой которых занимаются вузы. Поэтому важным является взаимодействие вузов и школ для обучения талантливых увлеченных школьников, для организации лабораторных практикумов и демонстрационных экспериментов с использованием современного оборудования учебных и научных лабораторий. Участие школьников в подготовке исследовательских проектов, обучение на современном

оборудовании повышают качество образования, развивают исследовательские качества, привлекают детей в науку, опираясь на их таланты и способности.

В системе образования Тульской области реализуется множество различных проектов, в том числе инновационных. Многие из них могут стать инновационными ориентирами в региональной системе образования. Однако следует отметить, что успешное продвижение этих проектов в образовательном сообществе зависит напрямую от эффективных механизмов распространения и развития инноваций. С учетом того, что опыт, приобретённый той или иной организацией, достаточно сложно скопировать в другой организации и, что возможен перенос только отдельных идей, технологий, смоделированных решений, возникает задача обустройства образовательного пространства с целью более широкого распространения инновационного опыта, а также отработки универсальных (применимых для многих) инновационных продуктов.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является организация сетевого взаимодействия образовательных организаций. Одним из актуальных примеров такого взаимодействия могут служить такие площадки дополнительного образования, как детские технопарки «Кванториум». Это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных инженерных специальностей, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей, подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ.

Технопарки призваны содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны. Современные инновационные площадки интеллектуального развития и досуга для детей и подростков

позволят создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий, выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей значительные таланты в научно-техническом творчестве.

В Тульской области дополнительные образовательные программы технической направленности организованы по направлениям «Робоквантум», «IT-квантум», «Аэроквантум», «Наноквантум», «Промышленный дизайн». Дети, обучающиеся в квантах – это учащиеся разных школ города. Взаимодействие различных образовательных организаций в рамках технопарка происходит не только в рамках обучениях, но и посредством проведения мастер-классов и экскурсий в интерактивный «Квант-музей».

Активное взаимодействие между ведущими вузами г. Тулы и предприятиями Тульской области позволило сформировать квалифицированный преподавательский состав детского технопарка «Кванториум». Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с расписанием занятий. Еженедельно на базе детского технопарка «Кванториум» проходят семинары и мастер-классы от представителей бизнес сообщества и ведущих ВУЗов региона. В настоящее время ведется активная работа по созданию мини-технопарков в школах.

Для успешной реализации данного проекта необходимо совершенствование системы повышения квалификации педагогов, согласование в разработке образовательных программ и учебных планов, вовлечение способных детей к участию в научных проектах, тесная взаимосвязь с пользователями из разных городов по созданию тематических групп, групп по интересам. Это позволит готовить высококвалифицированные кадры для экономики Тульской области и всей страны, вовлекать талантливую молодежь в науку.

Такие площадки помогают раскрыть потенциал и реализовать свои возможности не только школьникам, но и студентам, магистрантам,

аспирантам и молодым специалистам. Так студенты факультета математики, физики и информатики успешно сочетают обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование» и работу в качестве педагогов-организаторов и лекторов (экскурсоводов) в технопарке «Кванториум». Занятия по направлению «Робоквантум» и «Наноквантум» также проходят при взаимодействии факультета и технопарка. Студенты направления подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» активно участвуют в проведении занятий и мастер-классов со школьниками. С инновационными технологиями и современным оборудованием образовательный процесс становится доступным и интересным.

Список литературы

1. Кванториум. Федеральная сеть детских технопарков. Ресурсно-методический центр. Новая модель доп. образования. http://roskvantorium.ru/

2. Байбородова, Л.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов [Текст]/ Л. В. Байбородова, А. В. Репина// Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 21-24.

© 2017 ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова" структурное подразделение детский технопарк "Кванториум"

https://167.71.217.241/ https://188.166.210.27/ https://103.253.147.8/ https://139.59.194.132/ https://152.42.192.54/ https://152.42.187.123/ https://188.166.196.248/ https://163.47.9.78/ https://157.230.245.144/ http://68.183.96.87/ http://147.182.210.122/ http://147.182.128.234/ http://167.172.1.184/ http://157.245.5.74/ http://139.59.217.59/ http://163.47.9.16/ http://144.126.251.215/ http://139.59.217.128/ http://103.186.0.254/ http://161.35.251.176/ http://157.245.29.71/ https://170.64.254.102/ https://www.markas303.ac.id/ https://www.markas303.or.id/ https://www.markas303.sch.id/ http://103.172.205.75/ http://103.245.38.119/ http://138.197.224.231/ http://138.197.224.231/